Версия для слабовидящих

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Выступление о подготовке к ВПР на методическом объединении

Материалы к заседанию кафедры начальных классов по теме: «Как РПР помогает в подготовке к ВПР» начальных классов.

Региональная проверочная работа по предмету «Русский язык» позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, РПР предназначена для диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, а также сформированности универсальных учебных действий.

Пробный вариант этой работы обучающиеся гимназии 4-х классов написали 3 октября 2017 года без предварительной подготовки для выявления пробелов и недочетов в знаниях по предмету «Русский язык».

В РПР по предмету «Русский язык» проверялись следующие умения и навыки:

№ задания Проверяемые умения и навыки Оценивание заданий
1 Умение списывать текст, соблюдая изученные орфографические нормы 3
2 Умение распознавать главные члены предложения: находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения 2
3 Умение подбирать к слову близкие по значению слова 1
4 Умение классифицировать согласные звуки, характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие / глухие 1
5 Умение распознавать правильную орфоэпическую норму 2
6 Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления 2
7 Умение классифицировать слова по составу: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс 1
8 Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного (род и число) 2
9 Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления 2
10 Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления 2

После написания РПР мною был проведен анализ работ 4 «В» класса который позволил спланировать работу по корректировке знаний обучающихся. Если вы посмотрите на мониторинг, то сразу становится, понятным по каким заданиям обучающиеся набрали максимальное количество баллов, а какие задания вызвали наибольшее затруднение.

Лучше всего обучающиеся класса выполнили задания: нахождение главных и второстепенных (без деления на виды) членов предложения; подбор к слову близких по значению слов; классификация согласных звуков: согласные звонкие / глухие; классификация слова по составу: нахождение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. С данными заданиями справились более 78%.

После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Составьте вопрос к тексту так, чтобы было понятно, о чём текст.

Эти задания мы разбираем с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.

  1. Постановка ударения в словах, звукобуквенный анализ слова.

Эту работу проводим ежедневно на орфографической минутке работы со словарными словами. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: (найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме)

  1. Упражнения на распознавание частей речи и их грамматических признаков. Сначала даю упражнения с выбором ответа, из программы 3 класса, затем упражнения усложняю, даю упражнения из тренировочных работ к ВПР.
  2. Раз в неделю включаю задания на составление предложения – просьбы, благодарности.

Все задания, приведенные выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется обучающийся при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать обучающегося на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.

Следует отметить, что большая часть оценок - является пороговыми. Максимальное количество баллов не набрал никто.

Естественно, что передо мной встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Дальнейшую свою работу построила по следующим направлениям:

- в рамках урока

- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР

Составлен банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то какой планируемый результат оценивается.

В рамках дополнительных консультаций провожу блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет обучающемуся проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводим, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Русский язык»

В рамках подготовки к ВПР также проводятся обучающие проверочные работы, носящие диагностический характер. Время выполнения работы 45 минут. Проведение данных работ дает возможность обучающимся получить представление о структуре, количестве заданий, форме, об уровне сложности, о требованиях к записи ответа, а также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы. С результатами тренировочных работ обязательно знакомятся родители на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, в рамках которых родители получают рекомендации по корректировке выявленных недочетов. Так же родителям разрешается присутствовать на дополнительных консультациях.

Обобщив, пока еще небольшой опыт по подготовке к ВПР, можно прийти к выводу, что учителю необходимо так организовать обучение детей на протяжении 4 лет и повторение в течение последних месяцев, чтобы отработать все планируемые результаты по предмету и предоставить возможность обучающимся овладеть стратегией выполнения всероссийских проверочных работ.

Спасибо за внимание!

Скачать:

Мне интересно Ваше мнение о материалах сайта. Отвечу всем, кому интересна моя работа. Свои вопросы, отзывы и пожелания присылайте по адресу: kurbanova-nataly@yandex.ru или используйте эту форму:

  • Введите код *