Материалы к заседанию кафедры начальных классов по теме: «Как РПР помогает в подготовке к ВПР» начальных классов.
Региональная проверочная работа по предмету «Русский язык» позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, РПР предназначена для диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, а также сформированности универсальных учебных действий.
Пробный вариант этой работы обучающиеся гимназии 4-х классов написали 3 октября 2017 года без предварительной подготовки для выявления пробелов и недочетов в знаниях по предмету «Русский язык».
В РПР по предмету «Русский язык» проверялись следующие умения и навыки:
№ задания | Проверяемые умения и навыки | Оценивание заданий |
---|---|---|
1 | Умение списывать текст, соблюдая изученные орфографические нормы | 3 |
2 | Умение распознавать главные члены предложения: находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | 2 |
3 | Умение подбирать к слову близкие по значению слова | 1 |
4 | Умение классифицировать согласные звуки, характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие / глухие | 1 |
5 | Умение распознавать правильную орфоэпическую норму | 2 |
6 | Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления | 2 |
7 | Умение классифицировать слова по составу: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | 1 |
8 | Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного (род и число) | 2 |
9 | Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления | 2 |
10 | Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления | 2 |
После написания РПР мною был проведен анализ работ 4 «В» класса который позволил спланировать работу по корректировке знаний обучающихся. Если вы посмотрите на мониторинг, то сразу становится, понятным по каким заданиям обучающиеся набрали максимальное количество баллов, а какие задания вызвали наибольшее затруднение.
Лучше всего обучающиеся класса выполнили задания: нахождение главных и второстепенных (без деления на виды) членов предложения; подбор к слову близких по значению слов; классификация согласных звуков: согласные звонкие / глухие; классификация слова по составу: нахождение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. С данными заданиями справились более 78%.
После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:
- Определите основную мысль текста.
- Составьте вопрос к тексту так, чтобы было понятно, о чём текст.
Эти задания мы разбираем с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.
- Постановка ударения в словах, звукобуквенный анализ слова.
Эту работу проводим ежедневно на орфографической минутке работы со словарными словами. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: (найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме)
- Упражнения на распознавание частей речи и их грамматических признаков. Сначала даю упражнения с выбором ответа, из программы 3 класса, затем упражнения усложняю, даю упражнения из тренировочных работ к ВПР.
- Раз в неделю включаю задания на составление предложения – просьбы, благодарности.
Все задания, приведенные выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется обучающийся при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать обучающегося на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.
Следует отметить, что большая часть оценок - является пороговыми. Максимальное количество баллов не набрал никто.
Естественно, что передо мной встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Дальнейшую свою работу построила по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Составлен банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то какой планируемый результат оценивается.
В рамках дополнительных консультаций провожу блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет обучающемуся проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводим, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Русский язык»
В рамках подготовки к ВПР также проводятся обучающие проверочные работы, носящие диагностический характер. Время выполнения работы 45 минут. Проведение данных работ дает возможность обучающимся получить представление о структуре, количестве заданий, форме, об уровне сложности, о требованиях к записи ответа, а также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы. С результатами тренировочных работ обязательно знакомятся родители на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, в рамках которых родители получают рекомендации по корректировке выявленных недочетов. Так же родителям разрешается присутствовать на дополнительных консультациях.
Обобщив, пока еще небольшой опыт по подготовке к ВПР, можно прийти к выводу, что учителю необходимо так организовать обучение детей на протяжении 4 лет и повторение в течение последних месяцев, чтобы отработать все планируемые результаты по предмету и предоставить возможность обучающимся овладеть стратегией выполнения всероссийских проверочных работ.
Спасибо за внимание!
Скачать: